Военно-Топографическая служба

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Векилов Ибрагим

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Векилов Ибрагим ага и его дети - генерал, военный топограф.
7.5.1853 - 1934

Ибрагим ага Векилов, в отличие от многих азербайджанских генералов русской армии, был сыном простолюдина, прапорщиком Закавказского конно-мусульманского полка. После смерти отца 12-летний Ибрагим с большими трудностями добирается до Тифлиса с твердым намерением учиться и стать военным. Однако деревенскому мальчику, не знающему русского языка, трудно было рассчитывать на удачу, если бы не помощь и поддержка Мирзы Гусейн Гаибзаде, известного в Тифлисе богослова и просветителя, односельчанина Ибрагима.
В сентябре 1866 года Ибрагим был принят на подготовительное отделение Межевых классов - среднего учебного заведения - под личную опеку директора Мамлеева, согласившегося обучить мальчика русскому языку. Учеба в Межевых классах давала право на поступление в военно-топографическое училище. После окончания средней школы Ибрагим был направлен в Петербургское военно-топографическое училище.
В 1879 году в чине прапорщика Векилов приступил к службе в Тифлисе, в штабе Кавказского военного округа.
Начинается блестящая карьера профессионального военного топографа. Он возглавляет работу по уточнению государственной границы России с Ираном. Под руководством Векилова создаются карты ряда районов Кавказа, Крыма. По межгосударственному соглашению России с Турцией он проводит работы по созданию топографических карт Карской области.

За заслуги перед Родиной Ибрагим ага Векилов награждается орденами Станислава, Анны, Владимира четвертой степени.

Однако личная жизнь Ибрагима складывается с большими сложностями. Несмотря на все его заслуги по службе, ему отказывают в разрешении вступить в официальный брак с полюбившейся ему русской девушкой. По законам времен царствования Александра III, в России брак мог быть заключен только между единоверцами. Ибрагим не мог решиться на такой шаг. В этом случае от него отвернулись бы его родственники. Не лучше обстояло дело в семье Елены Ефимовны Ермоловой, дочери мелкого чиновника. Родители резко осуждали выбор дочери и грозили отлучением от семьи в случае перехода ее в мусульманскую веру. Отчаявшись. Векилов обратился с письмом к обер-прокурору Святейшего синода, первому советнику Александра III К.П. Победоносцеву. В ответ Векилову предписывалось, не только не сметь думать о женитьбе на православной, но была обещана перспектива лишения родительских прав при рождении детей. В 1884 году Векилов увозит Елену Ефимовну в Туркестан. Жизнь двух любящих омрачает невозможность узаконить свой брак. В семье уже растут двое сыновей. Неожиданно в 1891 году Векилова командируют в Константинополь, в распоряжение военного апаше при русском посольстве. В Константинополе Векилов обращается за помощью к болгарскому православному священнику Георгию Мисарову, который венчает их в церкви и выдает соответствующий документ. В это время старшему сыну Борису уже 7 лет, младшему Глебу - 6. Через три года, вернувшись в Россию, Векилов возобновил ходатайство об официальном признании их брака. На этот раз он подал прошение на высочайшее имя императора Александра III. В 1894 году Александр III, принимая во внимание важность работ, выполненных майором Векиловым за границей, приказал, в виде исключения, «не в пример прочим», узаконить брак.

Наступили годы полного семейного счастья. Казалось, ничто более не омрачит жизнь, но в стране нарастало брожение в умах, что не могло не отразиться на настроениях интеллигенции, прогрессивной молодежи.
В 1904 году, наряду с другими царскими указами, был издан «Декрет о свободе вероисповедания», согласно которому граждане Российской империи, перешедшие в другую веру, могли официально вернуться к своей религии. Сыновья Векиловых были охвачены идеей просветительства азербайджанского народа. Переход в мусульманство облегчил бы им доступ в среду единоверцев. Обеспокоенные родители отговаривали их от такого решения, убеждая отложить этот, официально разрешенный, но не одобряемый в обществе шаг, по крайней мере, до получения высшего образования.

Терзаемая мучительными сомнениями Елена Ефимовна решила обратиться за советом ко Льву Николаевичу Толстому. 2 марта 1909 года она написала письмо в Ясную Поляну с просьбой о совете ее сыновьям в сложном вопросе выбора религии. Ответное письмо не замедлило себя ждать. «Частный случай Векиловых» к тому же дал повод к рассуждению писателя о религиях и их будущем в истинно ТОЛСТОВСКОМ идеальном духе.

Окрыленные моральной поддержкой Толстого и при содействии Муфтия Закавказья сыновья Векиловых приняли мусульманство. Старший брат был наречен Фарисом, младший Глеб стал носить имя Галеб. Став инженером, Фарис работал в Петербурге и был активным членом землячества азербайджанцев. Галеб окончил Московское кадетское училище, воевал на фронтах Первой мировой войны, получил звание полковника. С началом революции многие азербайджанцы-офицеры вернулись на родину...
С декабря 1918 по 1919г.г. И. Векилов 1852-1934 губернатор.
Это было сложное время.
В обстановке нарастающих репрессий в отношении бывших царских офицеров и специалистов, братья Векиловы продолжали честно служить своему народу. Но настал и их черед. В 1931 году арестовали Галеба и сослали на строительство Беломоро-Балтийского канала, где он пробыл 4 года. В 1937 году были арестованы оба брата. Галеба расстреляли в том же году Фарис, сосланный в Мордовию, а затем в Караганду, вернулся в Баку только в 1956 году.
Все эти тревожные и драматические годы семья Векиловых бережно хранила, как самую большую драгоценность, письмо Толстого Елене Ефимовне Векиловой.

В 1978 году, в связи со 150-летием со дня рождения Льва Николаевича Фарис передал письмо в музей Л.Н.Толстого.

© xolkovs-rad

Source: "Азербайджан и Россия :исторический диалог" текст: С.Ю.Касумова. Вице-президент Общества азербайджанской культуры «Оджаг».
Сайт: http://www.ksam.org

2

http://sh.uploads.ru/t/l3UI2.jpg

Путевка в жизнь

В папке под №56, хранящейся в научном архиве Государственного музея истории Азербайджана, есть документ, свидетельствующий о том, что 6 сентября 1866 года Ибрагим ага Векилов поступил в третью Межевую военную гимназию в Тифлисе, которая давала образование в объеме средней школы. Будущий генерал проучился здесь девять лет, а затем по совету земляка Мирзы Гусейна эфенди Гаибзаде поступил в Военно-топографическое училище в Петербурге.

В 1879 году Ибрагим ага Векилов успешно завершил учебу и получил звание прапорщика. Молодой офицер был направлен в Тифлис, где прослужил некоторое время в военно-топографическом отделе Кавказского военного округа.

В первые годы службы Ибрагим ага Векилов занимался топографическими съемками Дагестана. В 1883 году он был включен в состав русско-персидской комиссии, которая занималась уточнением границ от Каспийского моря до Афганистана. Важнейшее задание было завершено успешно и досрочно - за два года. По этому поводу Ибрагим ага Векилов был удостоен высшей награды Персии - ордена «Шире Хоршид» (1888 г.). В течение пяти лет он руководил военно-топографическим отделом Кавказского военного округа. В эти годы Ибрагим ага занимался топографическими съемками различных районов Кавказа и Крыма.

В 1891 году откомандирован в Турцию и в течение четырех лет жил в русском посольстве и выполнял особые поручения. Затем, уже в звании майора, был исполнителем важнейших заданий в Кавказском военном округе.

С 1901 года на должности начальника отдела подполковник Ибрагим ага Векилов руководит топографическими съемками на русско-турецкой границе в Карской области и готовит военную карту Босфора. В соответствии с русско-персидскими межправительственными соглашениями И.Векилов в 1912-1913 годах руководит топографическими съемками в южно-азербайджанских городах Тебриз, Урмия и Хой. В годы Первой мировой войны он работает в штабе действующей армии. После октябрьского переворота 1917 года И.Векилов возвращается в Тифлис. Проработав некоторое время в Закфедерации на должности председателя Благотворительного общества, Ибрагим ага Векилов продолжил свой трудовой путь в Баку и Гяндже.

В 1918-м он принимал активное участие в строительстве Национальной армии Азербайджанской Демократической Республики (АДР). Но до того правительство АДР делегировало его в Газахский уезд для руководства выборами в сельские и городские советы. Авторитет Векилова сыграл важную роль в укреплении позиций молодой республики в регионе.

23 июня 1918 года приказом министра внутренних дел АДР полковник Ибрагим ага Векилов был назначен генерал-губернатором Гянджи. Ему предстояло разоружить остатки дашнакских сил, скрывавшихся в округе Геран и отдельных селах. В донесении, отправленном им министру внутренних дел от 23 марта 1919 года, говорится, что «в Гянджинском уезде имеют место провокации, устроенные дашнакскими агрессорами и иностранными агентами. Задержаны армяне, которые, объединившись с местными большевиками, планировали массовое убийство мусульман. Арестован их главарь, деревенский богач Джамшид Восканов».

По случаю Новруз байрамы в марте 1919 года состоялся парад Национальной армии. Для участия в параде в Гянджу прибыли военный министр Самед бек Мехмандаров и группа парламентариев. За образцовый порядок в гарнизоне военный министр выразил признательность Ибрагим ага Векилову. Решением правительства АДР от 30 марта 1919 года за продолжительную и безупречную службу в армии Ибрагим ага Паша ага оглу Векилову было присвоено звание генерал-майора. А спустя полмесяца решением правительства за номером 248 генерал Ибрагим ага Векилов был назначен начальником военно-топографического отдела Генерального штаба Национальной армии АДР и достойно прослужил на этой должности до апрельской оккупации Азербайджана большевиками.

В декабре 1919 года Генштаб принял решение о создании первого военного флага. Председателем комиссии был назначен генерал-майор Ибрагим ага Векилов. Флаг был изготовлен из шелка: на одной его стороне было вышито слово «Азербайджан», на обратной - боевой клич великого Тимура: «С Божьей помощью победа близка», взятый из священного Корана. В приказе №5 Генштаба говорится о создании флага единой формы для конных, пехотных полков, отдельного батальона и военных школ.

Ибрагим ага Векилов активно участвовал в литературной жизни Тифлиса начала прошлого века. Здесь он подружился с великим драматургом Джалилом Мамедгулузаде. В книге супруги Мирза Джалила - Гамиды ханым «Мои воспоминания о Мирзе Джалиле» есть такие строки: «В 1907 году в Карабахе ожидалось нашествие саранчи и голод… Узнав о безысходной ситуации в нашем районе, председатель Мусульманского благотворительного общества в Тифлисе Ибрагим ага Векилов и секретарь Мирза Джалил отправили по почте на мое имя 600 рублей для выдачи пострадавшим».

8 января 1906 года на собрании Мусульманского благотворительного общества, проходившем в зале сельскохозяйственного общества «Кавказ», И.Векилов был избран первым его председателем. Представители передовой азербайджанской интеллигенции избрали его единогласно. Секретарем общества были избран Джалил Мамедгулузаде, членами - Алимардан бек Топчубашев, Самед ага Гаибов, Осман бек Муфтизаде, Рашид бек Исмаилов, Имадеддин Субхангулов, Кямал Эфенди Унсизаде, Мамед Гасан Иманов, Адиль-Гирей Даидбеков, Абдуррахман бек Эфендиев и др.

По счастливой случайности уцелели документы, свидетельствующие о совместной деятельности Мирзы Джалила и генерала Ибрагим ага Векилова. К примеру, в двенадцатом номере журнала «Молла Насреддин» (22 марта 1909 г.) опубликовано два дружеских шаржа на И.Векилова. На первом - генерал посреди улицы встречает идущих навстречу представителей интеллигенции, которые обещают ему оказать всяческую поддержку: «Ты организуй Благотворительное общество, и мы все окажем тебе материальную поддержку». Под рисунком, мастерски исполненным Изофом Роттером, значится: «Ибрагим ага Векилов до избрания председателем Мусульманского благотворительного общества». На втором шарже - Ибрагим ага Векилов вновь посреди улицы, но в одиночестве. Он с удивлением смотрит на шарахающихся в стороны и прячущихся по углам интеллигентов: что же с ними стряслось? Под рисунком пояснительная подпись: «После избрания председателем Мусульманского благотворительного общества».

Ибрагим ага Векилов является единственным на Кавказе топографом, удостоившимся звания генерал-майора. Около 40 лет он прослужил в качестве военного топографа. Его заслуги были высоко оценены царским правительством: он награжден орденами Святой Анны II и III степеней (1886, 1897 гг.), Святого Святослава II степени (1894 г.), Святого Владимира IV степени (1903 г.).

В «Известиях Кавказского отделения русского императорского географического союза» (Тифлис, 1902 г., т. XV) читаем:

«Четвертый отдел, которым руководит подполковник Ибрагим ага Векилов, получил задание продолжить съемки района Карсской крепости. До сих пор отделение успешно справлялось с работой. В отделе географических съемок подполковника И.Векилова принимали участие коллежский асессор Богданов, подъесаул Борисенко, подпоручик Беклешов и три землемера».

Генерал-майор Ибрагим ага Векилов - автор первой географической карты Азербайджана и основоположник отечественной топографической школы. Он был членом Национального Совета, 28 мая 1918 года принявшего Декларацию независимости АДР.

В приказе Народного комиссариата по Военно-Морскому флоту от 3 декабря 1922 года читаем:

«За выдающиеся заслуги в организации и руководстве курсами военных топографов, а также за добросовестное отношение к подготовке новых топографов, реализацию первого выпуска топографов начальник военно-топографического отдела товарищ Ибрагим ага Векилов решением общего собрания избирается почетным курсантом курса военных топографов.

Народный комиссар
Военно-Морского флота,
начальник штаба».

http://www.kaspiy.az/news.php?id=20344