Векилов Ибрагим ага и его дети - генерал, военный топограф.
7.5.1853 - 1934
Ибрагим ага Векилов, в отличие от многих азербайджанских генералов русской армии, был сыном простолюдина, прапорщиком Закавказского конно-мусульманского полка. После смерти отца 12-летний Ибрагим с большими трудностями добирается до Тифлиса с твердым намерением учиться и стать военным. Однако деревенскому мальчику, не знающему русского языка, трудно было рассчитывать на удачу, если бы не помощь и поддержка Мирзы Гусейн Гаибзаде, известного в Тифлисе богослова и просветителя, односельчанина Ибрагима.
В сентябре 1866 года Ибрагим был принят на подготовительное отделение Межевых классов - среднего учебного заведения - под личную опеку директора Мамлеева, согласившегося обучить мальчика русскому языку. Учеба в Межевых классах давала право на поступление в военно-топографическое училище. После окончания средней школы Ибрагим был направлен в Петербургское военно-топографическое училище.
В 1879 году в чине прапорщика Векилов приступил к службе в Тифлисе, в штабе Кавказского военного округа.
Начинается блестящая карьера профессионального военного топографа. Он возглавляет работу по уточнению государственной границы России с Ираном. Под руководством Векилова создаются карты ряда районов Кавказа, Крыма. По межгосударственному соглашению России с Турцией он проводит работы по созданию топографических карт Карской области.
За заслуги перед Родиной Ибрагим ага Векилов награждается орденами Станислава, Анны, Владимира четвертой степени.
Однако личная жизнь Ибрагима складывается с большими сложностями. Несмотря на все его заслуги по службе, ему отказывают в разрешении вступить в официальный брак с полюбившейся ему русской девушкой. По законам времен царствования Александра III, в России брак мог быть заключен только между единоверцами. Ибрагим не мог решиться на такой шаг. В этом случае от него отвернулись бы его родственники. Не лучше обстояло дело в семье Елены Ефимовны Ермоловой, дочери мелкого чиновника. Родители резко осуждали выбор дочери и грозили отлучением от семьи в случае перехода ее в мусульманскую веру. Отчаявшись. Векилов обратился с письмом к обер-прокурору Святейшего синода, первому советнику Александра III К.П. Победоносцеву. В ответ Векилову предписывалось, не только не сметь думать о женитьбе на православной, но была обещана перспектива лишения родительских прав при рождении детей. В 1884 году Векилов увозит Елену Ефимовну в Туркестан. Жизнь двух любящих омрачает невозможность узаконить свой брак. В семье уже растут двое сыновей. Неожиданно в 1891 году Векилова командируют в Константинополь, в распоряжение военного апаше при русском посольстве. В Константинополе Векилов обращается за помощью к болгарскому православному священнику Георгию Мисарову, который венчает их в церкви и выдает соответствующий документ. В это время старшему сыну Борису уже 7 лет, младшему Глебу - 6. Через три года, вернувшись в Россию, Векилов возобновил ходатайство об официальном признании их брака. На этот раз он подал прошение на высочайшее имя императора Александра III. В 1894 году Александр III, принимая во внимание важность работ, выполненных майором Векиловым за границей, приказал, в виде исключения, «не в пример прочим», узаконить брак.
Наступили годы полного семейного счастья. Казалось, ничто более не омрачит жизнь, но в стране нарастало брожение в умах, что не могло не отразиться на настроениях интеллигенции, прогрессивной молодежи.
В 1904 году, наряду с другими царскими указами, был издан «Декрет о свободе вероисповедания», согласно которому граждане Российской империи, перешедшие в другую веру, могли официально вернуться к своей религии. Сыновья Векиловых были охвачены идеей просветительства азербайджанского народа. Переход в мусульманство облегчил бы им доступ в среду единоверцев. Обеспокоенные родители отговаривали их от такого решения, убеждая отложить этот, официально разрешенный, но не одобряемый в обществе шаг, по крайней мере, до получения высшего образования.
Терзаемая мучительными сомнениями Елена Ефимовна решила обратиться за советом ко Льву Николаевичу Толстому. 2 марта 1909 года она написала письмо в Ясную Поляну с просьбой о совете ее сыновьям в сложном вопросе выбора религии. Ответное письмо не замедлило себя ждать. «Частный случай Векиловых» к тому же дал повод к рассуждению писателя о религиях и их будущем в истинно ТОЛСТОВСКОМ идеальном духе.
Окрыленные моральной поддержкой Толстого и при содействии Муфтия Закавказья сыновья Векиловых приняли мусульманство. Старший брат был наречен Фарисом, младший Глеб стал носить имя Галеб. Став инженером, Фарис работал в Петербурге и был активным членом землячества азербайджанцев. Галеб окончил Московское кадетское училище, воевал на фронтах Первой мировой войны, получил звание полковника. С началом революции многие азербайджанцы-офицеры вернулись на родину...
С декабря 1918 по 1919г.г. И. Векилов 1852-1934 губернатор.
Это было сложное время.
В обстановке нарастающих репрессий в отношении бывших царских офицеров и специалистов, братья Векиловы продолжали честно служить своему народу. Но настал и их черед. В 1931 году арестовали Галеба и сослали на строительство Беломоро-Балтийского канала, где он пробыл 4 года. В 1937 году были арестованы оба брата. Галеба расстреляли в том же году Фарис, сосланный в Мордовию, а затем в Караганду, вернулся в Баку только в 1956 году.
Все эти тревожные и драматические годы семья Векиловых бережно хранила, как самую большую драгоценность, письмо Толстого Елене Ефимовне Векиловой.
В 1978 году, в связи со 150-летием со дня рождения Льва Николаевича Фарис передал письмо в музей Л.Н.Толстого.
© xolkovs-rad
Source: "Азербайджан и Россия :исторический диалог" текст: С.Ю.Касумова. Вице-президент Общества азербайджанской культуры «Оджаг».
Сайт: http://www.ksam.org