http://s3.uploads.ru/t/y1sAS.jpg

Да, это он - мой прадед Иван Георгиевич Дорофеев. К сожалению, я родился через два года после его смерти, но, говорят, человек не умер, пока живёт в памяти близких.
Иван родился в 1899 году в крестьянской семье в деревне Олешно под Лугой (ныне Ленинградская область). Пас гусей в имении Матильды Кшесинской, балерины императорского театра. Проявлял большие способности, учась в церковно-приходской школе. Когда исполнилось шестнадцать, уехал в Петроград к старшему брату. Варил бульоны в студенческой столовой, обучался в вечерней школе и осваивал теорию классовой борьбы в марксистских кружках. Потом революция, гражданская война. В одном из сражений под ураганным огнём противника Иван машинально прикрылся сапёрной лопаткой, она спасла его от шальной пули. Вспоминал прадед кронштадтский лёд, по которому красноармейцы шли освобождать Кронштадтскую крепость от мятежников. Уцелели из тех красноармейцев немногие, и Иван среди них. Судьба хранила его для будущих свершений.
После - годы учёбы в Петроградском военно-топографическом училище. Помимо специальных предметов преподавали этикет, бальные танцы, обязательным было посещение театров и музеев. Затем последовало практическое освоение профессии топографа, назначение в Афганистан - одну из первых стран, признавших молодую РСФСР. Договор о взаимном сотрудничестве включал строительство автодороги через Гиндукуш, а всякое строительство начинается с топогеодезической съёмки, чем и занимался Иван Дорофеев. Дорога, построенная советскими специалистами, стала хорошим фундаментом для дружеских отношений стран. Иван Георгиевич проникся добрым чувством к афганскому народу, оказывал посильную помощь продуктами и медикаментами жителям отдалённых селений. Он полюбил их страну, поэтому войну восьмидесятых годов принимал с болью. И в это время начал писать книгу об афганском периоде, надеясь воскресить память о прежних отношениях. Рукопись не издана.
В 1928 году готовилась советско-германская экспедиция на Памир - тогда карта этой системы представляла почти сплошное белое пятно и за членами экспедиции закреплялось право давать названия открытым географическим объектам. В основную советскую группу исследователей входили два топографа, но один заболел в самом начале экспедиции, и Иван Георгиевич остался единственным исполнителем важнейшей части работы - составления карты. Поскольку экспедицию обеспечивали немцы, они и распределяли продукты, снаряжение. Конкуренция приводила к тому, что прадед порой оказывался перед закрытыми дверями складов, но это не могло его остановить. Со скудным пайком, примитивным снаряжением продолжал съёмку. Иначе как подвигом это не назовёшь. Военный топограф Дорофеев и три солдата - Нагуманов, Сахаутдинов и Изятов - упорно и последовательно выполняли задания. Самоотверженность их была бесспорна, и благодаря ей советская группа дала названия самым высоким горным вершинам Памира, ледникам и перевалам. Это была первая из восьми экспедиций Ивана Георгиевича на Памир. В последнюю отправился в 58 лет, врачи запрещали поездку, но удержать прадеда было невозможно. Памир стал его судьбой.
Иван Георгиевич поступил в Военно-инженерную академию. Слушатели её получали паёк, половину которого он нёс на толкучку, чтобы обменять на книги. И всю жизнь гордился домашней библиотекой, которую в силу ряда событий собирал несколько раз. После Памирских экспедиций пригласили в Германию для изучения результатов фотогеодолитной съёмки. Диплом защитил на немецком языке. А потом - война.
Во время Великой Отечественной прадед был начальником топослужбы в Белорусском округе. В первые дни пришлось отступать. Виновников нашли быстро, среди них и Иван Дорофеев. Месяцы допросов, угроза расстрела, потом - забвение и внезапное освобождение. Рассказывал: настолько был измождён, что не мог подняться на ступеньку трамвая. Это был не первый арест. В 1937 году прадед служил на Дальнем Востоке. Приехавший из Москвы особист обвинил одного из офицеров, знавшего немецкий язык, в шпионаже. Присутствовавший при этом Иван Георгиевич ответил, что тоже знает немецкий язык, но это не мешает служить Родине. Несколько месяцев тюрьмы, допросы. Пройдя всё это, прадед не озлобился, не изменил Родине.
После войны был начальником топослужбы Таврического округа, помогал восстанавливать Крым. Иван Георгиевич реализовался в качестве военного топографа, преуспел в литературной деятельности, получил пять орденов, множество медалей, строил институт. Был хорошим отцом, замечательным дедушкой - мой отец до сих пор вспоминает сказки про Ивана, крестьянского сына. А мне запомнился письменный стол скромного в быту прадеда: под стеклом среди множества фотографий - карточка с написанной фломастером фразой: «Помни, что сегодняшний день не повторится завтра, не теряй его даром».
Иван Георгиевич не терял. Прадед прожил долгую и яркую жизнь. В его честь назвали меня, правнука. Но главное - имя прадеда осталось в веках на карте Крыма: на плато Чатырдага есть карстовая пещера Дорофеева.
Иван ДОРОФЕЕВ.
Симферополь.
Фото из семейного архива читателя.
На фото: Иван Дорофеев.

http://www.pravda.crimea.ua/newspapers/ … 2009/04/25
http://www.g-to-g.com/?version=rus& … mp;id=7503