Навигационное обеспечение - с кого спросить?

Евгений Долгов

Об авторе: Долгов Евгений Иванович - полковник, начальник управления 29-го НИИ МО РФ, доктор военных наук.

В документах по ведению военных действий среди прочих видов всестороннего обеспечения войск (сил) упоминается и навигационное, которое стоит в ряду таких важных, как, например, разведка, инженерное или топогеодезическое обеспечение. Наличие спутникового навигационного приемника вкупе с добротной топографической картой позволяет командиру быстро и точно ориентироваться на незнакомой местности или в условиях недостаточной видимости, производить целеуказания и разведку объектов. Не подлежит сомнению, что навигационные технологии должны эффективно работать в Вооруженных силах и в других войсках, это подтверждают многочисленные публикации по опыту боевых действий в Чечне, в других войнах и конфликтах.

Но кто отвечает за навигационное обеспечение? Кто выдаст командиру роты или батальона спутниковый навигационный приемник, объяснит, как им пользоваться? И с кого спросить старшему начальнику, вплоть до начальника Генерального штаба, за качество проведенных мероприятий этого важнейшего вида оперативного обеспечения?

Основу применения средств и методов спутниковой навигации составляют космические радионавигационные системы ГЛОНАСС (отечественная) и NAWSTAR (зарубежная). За запуск, эксплуатацию и поддержание в рабочем состоянии российских космических аппаратов у нас отвечают Космические войска. Казалось бы - вот решение вопроса. Пусть они и за все остальное отвечают: поставляют спутниковые навигационные приемники в войска, хранят их там, выдают, обучают пользованию и т.д.

Но частей и подразделений Космических войск нет в дивизиях, в армиях и даже в составе военных округов. Необходимо создавать новую службу (назовем ее условно Служба наземного навигационного обеспечения - ННО), формировать специальные части, подразделения и органы управления, строить им объекты инфраструктуры. Это весьма затратный и длительный путь.

Наибольший опыт в использовании спутниковых навигационных технологий имеет ВМФ. Но слабо верится, что какой-нибудь капитан 3 ранга будет командовать службой наземного навигационного обеспечения общевойсковой дивизии, расположенной в оренбургской степи. Так же как и в случае с Космическими войсками, потребуется создавать новые воинские части и органы управления.

Следующий потенциальный "ответственный" за организацию навигационного обеспечения войск (сил) - Военно-воздушные силы. Как и на флоте, в ВВС давно используются спутниковые навигационные технологии. Однако и летчикам не с руки создавать совершенно новые структуры в Сухопутных войсках, видах ВС и родах войск.

Рассмотрим еще один вариант. В состав ВС РФ входит топографическая служба (ТС ВС), на которую возложено выполнение мероприятий топогеодезического обеспечения войск (сил). Проще говоря, ТС ВС создает и доводит до войск и штабов топографические и специальные карты, цифровые (электронные) карты, планы городов, каталоги геодезических пунктов, другие информационные документы о местности. В военном округе имеется полноценный управленческий ствол службы: топографические службы военного округа, армии, корпуса, дивизии, полка. Имеются топогеодезические части, которые постоянно занимаются сбором информации о местности, созданием необходимых средств топогеодезической информации, хранением топографических и электронных карт. В топографической службе военного округа действует отлаженная десятилетиями система обеспечения войск топографическими и специальными картами, на достаточном уровне решены вопросы взаимодействия со всеми соединениями и частями.

Топогеодезическое и наземное навигационное обеспечение - родственные виды обеспечения войск. Офицеры топографической службы, хорошо подготовленные в вопросах геодезии, легко осваивают способы спутниковой навигации и уже сейчас, по мере поступления аппаратуры, используют их на практике в интересах топогеодезического обеспечения. Представляется, что топографической службе ВС легче всего взять на себя задачу наземного навигационного обеспечения войск (сил).

Действительно, никаких новых воинских частей и органов управления создавать не требуется, все уже есть. Необходимо уточнить название службы и несколько пополнить штаты. Например, топографическая служба соединения может называться службой топогеодезического и наземного навигационного обеспечения, в ее состав следует ввести еще 2-3 военнослужащих. Эта группа, наряду с решениями вопросов топогеодезического обеспечения, будет получать навигационные приемники из довольствующего органа, организовывать их хранение и выдачу, осуществлять контроль их применения, принимать квалифицированные решения по отправке их в ремонт или замене, организовывать методическую подготовку пользователей приемниками, включая штатные, находящиеся на подвижных средствах - боевых и командно-штабных машинах. Офицеры службы ТГиННО соединения и полка смогут своевременно оценить состояние радионавигационного поля, в котором действуют части и подразделения, и принять необходимые меры по его совершенствованию.

Соответственно должны быть уточнены функции службы в корпусе, армии, военном округе. При этом на службу ТГиННО военного округа могут быть возложены задачи по поддержанию в требуемом состоянии радионавигационного поля на всей территории округа, исправности и готовности к применению подвижных средств формирования и передачи дифференциальных поправок, контролю готовности войск (сил) к эффективному использованию средств наземного навигационного обеспечения.

По аналогии несложно будет сформировать службы ТГиННО в соединениях ВДВ, в соединениях и объединениях РВСН. Во внутренних, пограничных и железнодорожных войсках также привыкли пользоваться топогеодезическими данными ТС ВС, поэтому закрепление функций навигационного обеспечения за их органами топографической службы пройдет вполне естественно.

Для руководства службами ТГиННО необходим соответствующий орган военного управления. Так как топогеодезическое и навигационное обеспечение - виды оперативного (боевого) обеспечения, то этот орган соответственно должен располагаться в Генеральном штабе. Лучше всего на эту роль подходит Военно-топографическое управление Генштаба, которое должно быть реорганизовано в Главное управление топогеодезического и наземного навигационного обеспечения ГШ ВС РФ.

Положительный опыт объединения топогеодезического и навигационного обеспечения есть в ВС Республики Беларусь. Около двух лет в структуре Генштаба ВС РБ успешно функционирует управление топогеодезического обеспечения и наземной навигации, созданное на основе реформирования топографического отдела Главного штаба (ранее - топографического отдела Белорусского военного округа).

Военные топографы больше привыкли стоять на земле, поэтому им сподручнее заниматься навигацией наземной. А морской, воздушной и космической пусть занимаются специалисты - моряки, летчики и представители Космических войск соответственно. Никто никому мешать не должен. А начальнику Генерального штаба для организации взаимодействия и координации целесообразно собрать и возглавить нештатный Межведомственный комитет по навигационному обеспечению ВС и других войск РФ. Рабочими заместителями председателя межведомственного комитета поочередно могли бы быть руководители служб наземной, морской, воздушной и космической навигации. В состав комитета также могли бы войти представители заинтересованных в распространении навигационных технологий организаций, таких как Роскартография, Минтранс, Роскомзем, Рослесхоз и другие. В этом случае комитет был бы правомочен обсуждать вопросы федерального радионавигационного планирования.

Сама жизнь требует решения этого вопроса в кратчайшие сроки, так как скорейшее внедрение спутниковых навигационных технологий в деятельность войск (сил) должно, по многим оценкам, существенно сказаться на повышении боевого потенциала ВС РФ в целом.

http://nvo.ng.ru/armament/2004-03-05/6_navigation.html