Военно-Топографическая служба

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Янтарь - Силуэт - Комета

Сообщений 1 страница 4 из 4

1

http://s2.uploads.ru/bj4yW.jpg

http://ruscosmos.narod.ru/KA/kometa/kom.htm

Топографические спутники

http://s2.uploads.ru/t/iaJxy.jpg

                    «Зенит-4МТ» 

      В 1967г. В филиале №3 ОКБ-1 начались работы по созданию  первого картографи-
ческого КА «Зенит-4МТ». Первый и единственный  запуск состоялся  27 декабря 1971г.
Для запуска использовалась  модификация РН «Союз»,  получившая обозначение 11А511М
(разрабатывалась для запуска военных кораблей 7К-ВИ). КА вышел на орбиту с наклоне-
нием 65град. периодом обращения 89мин. перигеем 195 км. апогеем 272км.

              КА «Янтарь-1КФТ»
     КА «Янтарь-1КФТ» (11Ф660 известный также под наименованием «Силуэт») разрабо-
тан в самарском ЦСКБ и изготовлен на самарском заводе «Прогресс». Спутник предназ-
начен, в основном, для фотографирования земной  поверхности и входит в состав кос-
мической картографической системы военного назначения «Комета».  Разработка КА на-
чалась в 1972г. для замены топографического КА  предыдущего поколения «Зенит-4МТ».
Для ускорения и удешевления  разработки аппарат был создан  на базе КА «Янтарь-2К»
с установкой на него СА  от спутников типа «Зенит».  Но из-за  задержки в создании
фотоаппаратуры разроты затянулась почти  на десятилетие и только в 1980г. началось
изготовление первого летного аппарата. Первый запуск «Янтаря-1КФТ» состоялся с кос-
модрома Байконур с помощью РН «Союз-У» (11А511У) 18 февраля 1981г. Полет продолжал-
ся 23 дня. Последующие полеты КА этой серии продолжались, как  правило, 44–45 сут.
22 июля 1987г. (после седьмого полета) система была принята в эксплуатацию и полу-
чила наименование «Комета».  К 2005г. продолжительность существования КА  была до-
ведена до 60 суток. До 2005г. на орбиту было выведено 19 КА два пуска были неудач-
ны (в 1993 и 1996гг.)  В 1994г. при посадке отказала  парашютная система  СА и вся
информация была утрачена.  КА выводились на орбиты с  наклонением 70 град. высотой
190–210км. в перигее и 270–290км. в апогее.  Масса аппарата 6600кг.  он состоит из
агрегатного отсека конической формы, в котором расположена двигательная установка,
конического  приборного отсека  с блоками служебных  систем, спускаемого  аппарата
сферической формы, где стоит  целевая фотоаппаратура,  и навесного  отсека, внутри
которого располагается панорамная фотоаппаратура, а снаружи – две панели солнечных
батарей.
                                              Состав спецаппаратуры КА: 
- топографическая  камера «Яхонт-1» (ТК-350)
  с разрешением  10 м.  позволяет  выполнять
  стереосъемку местности полосой 200 км. при
  длине маршрутов до 2000км.;
- панорамный фотоаппарат высокого разрешения
  «Топаз» (КВР-1000) обеспечивает разрешение
  2м. при полосе захвата 160км. и служит для
  дешифрирования объектов местности при соз-
  дании топографических карт.

     Для определения  элементов внешнего  ориентирования топографических снимков в
состав бортовой аппаратуры КА входят два звездных фотоаппарата, лазерный высотомер,
навигационная доплеровская аппаратура, система синхронизации.
     Два звездных фотоаппарата служат для  внешней привязки снимко в топографичес-
кого фотоаппарата  они жестко связаны между собой и с топографической камерой.  Их
взаимое расположение калибруются с высокой точностью. По фотоснимкам звездного не-
ба определяются  угловые  элементы  внешнего ориентирования  (ЭВО) топографических
снимков.
     Лазерный высотомер используется для определения высоты над поверхностью Земли
(моря) с точностью 2м. и привязки снимков по высоте над уровнем моря. Для нахожде-
ния точки отражения на топографическом снимке используется специальное устройство-
координатный фоторегистратор  точки отражения.  Лазерный высотомер работает в двух
режимах.  В первом режиме он включается совместно с топографическим фотоаппаратом,
для определения высот точек  фотографирования, а во втором, включается для измере-
ний дальностей  до водных поверхностей  открытых морей и  океанов, для определения
высот орбиты.
    Бортовая доплеровская аппаратура используется для измерения радиальной скорос-
ти полета КА, а система синхронизации  обеспечивает синхронизацию  работы всей из-
мерительной аппаратуры и привязку фиксируемых времен к единой шкале.
    Доплеровские измерения радиальной  скорости КА, измерения высоты полета лазер-
ным высотомером и время включения аппаратуры используется для определения линейных
элементов внешнего ориентирования топографических снимков.
    Таким образом аппаратура КА обеспечивает построение  стереофотограмметрических
сетей для создания топографических карт и цифровых моделей рельефа на любую терри-
торию земной поверхности без выполнения наземных геодезических работ.

http://rocketpolk44.narod.ru/kosm-v/voenye.htm

2

Янтарь-1КФТ (индекс ГУКОС — 11Ф660, код проекта «Комета») — серия специализированных спутников видовой разведки, применяющихся для обзорного наблюдения и картографирования земной поверхности. Разработан Филиалом № 3 ОКБ-1, г. Куйбышев.

http://s2.uploads.ru/t/FciNW.jpg

Космический аппарат типа «Комета», в своё время имел конструкторское обозначение «Янтарь-1КФТ», а во время лётных испытаний — «Силуэт».

Разрабатывались на базе КА оптической (видовой) разведки Зенит.

Предистория.

Разработка

В 1968 году Филиалом № 3 ЦКБЭМ[1] на базе проектируемого с 1967 года нового спутника детального фотонаблюдения «Янтарь-2К», была начата разработка эскизного проекта космического аппарата 11Ф630 «Янтарь-1КФ», предназначавшегося для обзорного фотонаблюдения и картографирования. Спутник должен был прийти на смену картографическому спутнику первого поколения 11Ф629 «Зенит-4МТ»[2].

Работы над «Янтарём-2К», являвшимся прототипом нового «картографа», находились под постоянным контролем руководства военно-промышленного комплекса СССР. 12 мая 1969 года, вслед за завершением в начале 1969 года, эскизного проектирования прототипа и в соответствии с поручением ЦК КПСС от 24 апреля 1969 года, состоялось совместное совещание Министерства обороны, Министерства общего машиностроения и Министерства оборонной промышленности СССР по теме «Янтарь». По итогам этого совещания, конструкция и аппаратурный состав спутника «Янтарь-2К» был положен в основу программы развития советских средств видовой разведки, при этом предполагалось разработать:
КА детального и высокодетального наблюдения типов «Янтарь-4К», «Янтарь-6К» и «Янтарь-8К»;
спутники обзорного наблюдения и картографирования типов «Янтарь-1КФ», «Янтарь-3КФ» и «Янтарь-5КФ»;
комплекс оперативного наблюдения «Малахит».

По результатам обсуждения этой программы куйбышевскому КБ было предложено сосредоточить свои усилия на комплексах детального наблюдения 11Ф650 «Янтарь-6К» и 11Ф661 «Янтарь-6КС», а также комплекса обзорного наблюдения и картографирования 11Ф630 «Янтарь-1КФ».

В 1969—1970 годах в КБ шли поисковые работы по созданию «Янтаря-1КФ», унифицированного с базовой платформой — «Янтарь-2К», с переходом в 1970 году к опытно-конструкторским работам по этому комплексу. Испытания «Янтаря-1КФ» и его принятие на вооружение, в соответствии с планом девятой пятилетки (1971), должны были завершится к 1975 году, однако высокая загруженность разработчика работами по базовому спутнику, модернизации находящихся в эксплуатации «Зенитов»[3] и созданию модификаций РН «Союз», привели к затягиванию сроков создания «картографа» — эскизный проект на 11Ф630 был завершён только в 1972 году.

Для ускорения работ по топографическому «Янтарю», Филиал № 3 предложил использовать в его составе готовые элементы и отсеки разведывательных спутников типа «Зенит», так в 1972 году появился проект КА «Янтарь-1КФТ», на той же базе, но использующий спускаемый аппарат «Зенита».

26 марта 1973 года вышло Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 182-63 в соответствии с которым прекращались работы по «Янтарю-1КФ» в пользу создания комплекса «Янтарь-1КФТ». Однако высокие требования к характеристикам аппарата со стороны заказчика (Министерства обороны), привели к превышению массово-габаритных характеристик КА и как следствие, к чехарде с выбором требуемой ракеты-носителя. С большим отставанием шли работы и по целевой фотоаппаратуре «Жемчуг-104». Выход был найден только в 1978 году, когда работы по «Жумчугу-104» были прекращены в пользу нового малогабаритного панорамного фотоаппарата, а МО СССР пошло на компромисс снизив требования в тактико-техническом задании с тем, чтобы «Янтарь-1КФТ» мог выводиться на орбиту ракетой-носителем 11А511У «Союз-У».

В конце 1979 года эскизный проект аппарата получившего наименование «Силуэт», был наконец завершён. В 1980 году началось изготовление аппаратов для наземной экспериментальной отработки, а также первого лётного аппарата, велась отработка систем спутника на наземных стендах.

Лётные испытания и эксплуатация

Первый «Силуэт», получивший официальное наименование «Космос-1246», был запущен 18 февраля 1981 года с космодрома Байконур с помощью РН «Союз-У». Его испытания на орбите продолжались 23 дня, при штатном ресурсе спутника 45 суток.

Второй «Силуэт», «Космос-1370» запущенный 28 мая 1982 года, успешно отработал на орбите полный плановый ресурс. По результатам его полёта, запуски топографических спутников первого поколения 11Ф629 «Орион» были прекращены и в том же году «Силуэт» был принят в эксплуатацию, хотя лётные испытания комплекса продолжались вплоть до 1987 года. Испытания были положительными, аппараты могли эффективно применяться при составлении топографических и специальных карт местности, в результате, после седьмого запуска в июле 1987 года, «Силуэт» был принят на вооружение Советской Армии, поменяв название на «Комета».

Всего, с начала лётных испытаний выполнено 19 запусков «Кометы», в период 1981—1994 годов ежегодно запускался как минимум один аппарат, два пуска были неудачными. Все запуски спутника-картографа выполнялись с космодрома Байконур с помощью РН 11А511У «Союз-У», длительность полёта КА как правило составляла 35-45 суток.

Аварии

Два пуска «Кометы» из 19 были неудачными:
27 апреля 1993 года, при выведении «Кометы» № 16 спутник вышел из строя, предположительно на этапе работы третьей ступени[4]. Хотя аппарат и был выведен на номинальную орбиту, получив официальное наименование «Космос-2243», но в результате неконтролируемого снижения (вызванного естественными причинами) спутник через 9 суток после старта вошёл в плотные слои атмосферы и разрушился вдоль трассы полёта над европейской частью СССР.
14 мая 1996 года, при запуске «Кометы» № 18 произошла вторая авария — через 50 секунд после старта произошло разрушение головного обтекателя ракеты, в результате КА был аварийно подорван. Авария произошла по причине отклонения от технологии изготовления обтекателя и изменения конструкции[5].

Характеристики

Агрегатный и приборный отсеки КА «Комета» имеют характерную для «Янтарей» коническую форму, в них установлены двигательная установка и блоки служебных систем КА, соответственно. Также, в состав спутника входят: спускаемый аппарат сферической формы, с установленной в нём целевой фотоаппаратурой и навесной отсек, внутри которого смонтирована панорамная фотоаппаратура. Снаружи КА крепятся две панели солнечных батарей системы электропитания.
Состав целевой аппаратуры
топографическая камера типа «Яхонт-1» (открытое наименование ТК-350) обеспечивающая разрешение на местности — 10 метров. Эта камера используется для получения изображений с высокими измерительными свойствами и малыми геометрическими искажениями;
панорамный фотоаппарат высокого разрешения типа «Топаз» (открытое наименование КВР-1000) оснащённый объективом «АПО-Октан-8» и дающий разрешение на местности — 2 метра. Эта камера обеспечивает информационное наполнение топографических карт, соответствующего масштаба;
две звездных фотокамеры использующихся для внешней привязки снимков топографического фотоаппарата «Яхонт-1»;
лазерный высотомер (лидар) предназначенный для точной привязки полученных снимков по высоте над поверхностью Земли.

http://ru.wikipedia.org/wiki/Янтарь-1КФТ

3

В.Сорокин

Спутник «Космос-2349», совершивший полет с 17 февраля по 2 апреля этого года, относится к аппаратам типа «Комета», в свое время имевшим конструкторское обозначение «Янтарь-1КФТ», а во время летных испытаний – «Силуэт» [1].

Рождение проекта этого аппарата напрямую связано с рождением всей программы «Янтарь».

http://s3.uploads.ru/pL9cG.jpg

РН «Союз-У» с КА «Комета» на старте.

1. 11Ф622 «Янтарь-1»

Работа над темой «Янтарь» началась в СССР в 1964 г. В рамках этой программы предполагалось создать новое поколение спутников оптической разведки. Первое поколение таких аппаратов (спутники обзорной фоторазведки 11Ф61 «Зенит-2» и детальной фоторазведки 11Ф69 «Зенит-4») было разработано в ОКБ-1 под руководством С.П.Королева. В 1962-63 гг. работы по «Зенитам» перешли в Филиал №3 ОКБ-1 в Куйбышеве, где по документации ОКБ-1 был налажен выпуск «Зенита-2», а также по эскизному проекту ОКБ-1 велась разработка конструкторской документации и изготовление «Зенита-4». В 1964 г. Приказом министра обороны №0045 комплекс обзорной фоторазведки «Зенит-2» в составе КА 11Ф61 и РН 11А92 был принят на вооружение Советской Армии. 16 ноября 1963 г. начались летно-конструкторские испытания и космического аппарата детальной фоторазведки 11Ф69 «Зенит-4».

Однако эти аппараты были сравнительно велики (масса 4700-4800 кг), по сравнению с первыми американскими спутниками-фоторазведчиками серии Corona. В связи с этим Министерство обороны СССР выдало задание на разработку новой серии спутников обзорной и детальной фоторазведки, получившей название «Янтарь». Эти аппараты должны были обладать существенно улучшенными техническими характеристиками. Особенно это касалось повышения сроков активного существования в орбитальном полете КА. Ведь штатная продолжительность полета «Зенита-2» и «Зенита-4» составляла всего 8 суток. Спутники серии «Янтарь» должны были быть легче своих предшественников. Для их запуска предполагалось использовать не РН серии Р-7, а более легкие ракеты-носители [3]. Разработку аппаратов «Янтарь» поручили конструкторскому бюро «Южное» (главный конструктор – М.К.Янгель). Ранее в этом КБ велась работа над малыми спутниками серии ДС. Это же бюро занималось и ракетами-носителями легкого класса.

Для создания спутников фоторазведки в КБ «Южное» было решено разработать новое поколение аппаратов с возвращаемой капсулой. Для этого предполагалось создать унифицированную платформу, получившую обозначение ДС-У4. Для вывода на орбиту предполагалось использовать РН 65С3 «Космос-1».

К концу 1964 г. КБ «Южное» разработало предэскизный проект унифицированного ИСЗ ДС-4 со спасаемой капсулой. В рамках этого проекта предполагалось создание КА оптической разведки двух типов: обзорного фотонаблюдения 11Ф622 «Янтарь-1» и детального фотонаблюдения 11Ф623 «Янтарь-2». КБ «Южное» предложило и ряд гражданских направлений использования ДС-У4. Среди них проекты ДС-У4-Т (технологический) и ДС-У4-Б (биологический). Однако ни один из ИСЗ этих серий так и не был выведен на орбиту [2]. Как отмечалось в заключении экспертной комиссии, эти проекты не получили развития «из-за невозможности существенного снижения веса космического аппарата». Оба «Янтаря» при тех требованиях, которые выдвинуло Минобороны, не могли «вписаться» в энергетические возможности не только РН 65С3, но даже РН 11К69, которая только-только прорабатывалась в то время в КБ «Южное». К тому же, конструкторское бюро было сильно перегружено работами по созданию баллистических ракет для РВСН. После выпуска проектных проработок работа по «Янтарям -1 и -2», впрочем, как и по всей платформе ДС-У4, была прекращена [3].

2. 11Ф630 «Янтарь-1КФ»

В то время как в КБ «Южном» пытались создать легкие «Янтари», в Филиале №3 ОКБ-1 тоже велся поиск новой концепции спутника-фоторазведчика.

В 1964 г. в Куйбышеве производились проектные работы по модернизации старых спутников серии «Зенит». Вместе с тем в том же году в Филиале №3 начали искать принципиально новый подход к техническому облику перспективных космических комплексов. Так тема «Янтарь» перекочевала на берега Волги.

С 1967 г. в Филиале №3 создавалась базовая модель спутника-фоторазведчика нового поколения. Он получил название «Янтарь-2К» и предназначался для ведения детального фотонаблюдения. Спутник имел большой спускаемый аппарат конической формы, возвращаемые капсулы, приборно-агрегатный и двигательный отсек.

Год спустя, в 1968 г. Филиале №3 начал разрабатываться космический комплекс обзорного фотонаблюдения и картографирования второго поколения «Янтарь-1КФ»[3], велась разработка эскизного проекта. (К первому поколению картографических аппаратов относится спутник 11Ф629 «Зенит-4МТ», первый запуск которого состоялся в 1971 г. После принятия на вооружение в 1976 г. этот топографический спутник получил название «Орион».) За основу была принята опять же схема с коническим СА. Параллельно были подготовлены материалы для составления эскизного проекта на ракету-носитель 11А511М под объект «Янтарь-1КФ». Этот носитель разрабатывался в конце 60-х – начале 70-х годов под многие куйбышевские аппараты, но использовался лишь для вывода на орбиту с космодрома Плесецк все тех же топографических спутников «Зенит-4МТ», и то только с 1971 по 1976 гг.

Тем временем в начале 1969 г. был завершен этап эскизного проектирования ракетно-космического комплекса «Янтарь-2К». Работы над этим аппаратом велись при тщательном контроле высшего руководства военно-промышленного комплекса. 12 мая 1969 г. по поручению ЦК КПСС от 24 апреля 1969 г. состоялось совещание министров Министерства обороны, Министерства общего машиностроения и Министерства оборонной промышленности СССР по комплексу «Янтарь». На этом совместном совещании было принято решение положить конструктивно-аппаратурную базу спутника «Янтарь-2К» в основу проекта программы развития средств фотонаблюдения. Программа должна была включать в себя:

– комплексы детального и высокодетального наблюдения «Янтарь-4К», «Янтарь-6К» и «Янтарь-8К»;

– комплексы обзорного и картографического наблюдения «Янтарь-1КФ», «Янтарь-3КФ» и «Янтарь-5КФ»;

– комплекс оперативного наблюдения «Малахит».

Всестороннее обсуждение этой программы на различных уровнях выявило основные направления, на которых Филиалу №3 ЦКБЭМ (название ОКБ-1 с 1966 г.) было предложено сосредоточить свои усилия. Это были комплексы 11Ф650 «Янтарь-6К», 11Ф661 «Янтарь-6КС», 11Ф630 «Янтарь-1КФ»[6].

В соответствии с этим решением в 1969-1970 гг. в куйбышевском КБ велся поиск путей создания нового комплекса обзорного и картографического наблюдения «Янтарь-1КФ», унифицированного с «Янтарем-2К». В том же 1970 г. начались опытно-конструкторские работы по этому комплексу. В соответствии с принятым в 1971 г. пятилетним планом, до 1975 г. должны были пройти испытания комплекс «Янтарь-1КФ» с принятием его на вооружение Советской Армии [3].

Однако работы в Куйбышеве шли не так быстро, как хотелось бы. КБ было перегружено работами по «Янтарю-2К», модернизации «Зенитов», созданию новых модификаций ракет-носителей на базе 11А511. Лишь в декабре 1972 г. был выпущен эскизный проект комплекса «Янтарь-1КФ». Нужно было предпринимать срочные меры для ускорения работ по аппарату.

3. «Янтарь-1КФТ»

Чтобы ускорить создание нового топографического спутника, Филиал №3 предложил использовать в его составе уже отработанные элементы и целые отсеки спутников «Зенит». В 1972 г. появился проект комплекса «Янтарь-1КФТ». Его предлагалось создать все на той же базе спутника «Янтарь-2К», но с установкой на него спускаемого аппарата от спутников типа «Зенит». Проект оказался достаточно простым и привлекательным.

Новый фотокомплекс «Жемчуг-104», разрабатываемый Красногорским заводом, должен был в несколько раз повысить точность координатной привязки объектов и обеспечить построение карт более крупного масштаба по сравнению с картами, создаваемыми на основе информации от космических аппаратов «Зенит-4МТ». Использование панорамной фотоаппаратуры должно было улучшить линейное разрешение на местности по сравнению с комплексом «Зенит-4МТ» при одновременном увеличении полосы захвата [3].

26 марта 1973 г. отказ от «Янтаря-1КФ» и создание комплекса «Янтарь-1КФТ» было узаконено Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР №182-63.

Разработка нового проекта однако стала неожиданно пробуксовывать. Военные заложили очень высокие требования по точности привязки, детальности съемки и ширине захвата. К тому же, прорабатывались варианты оперативной доставки части отснятой пленки в возвращаемых капсулах. Масса аппарата постоянно росла. Встал вопрос о носителе для «Янтаря-1КФТ».

Уже в 1972 г. в самом начале работы над 1КФТ стало очевидно, что ракета-носитель 11А511 или 11А511М не сможет вывести аппарат на орбиту. Поэтому уже в Постановлении N182-63 было предусмотрено создание новой модификации РН 11А511К. В 1975 г. в Центральном специализированном конструкторском бюро (ЦСКБ, так с 1974 г. назывался Филиал №3 ЦКБЭМ) были разработаны технические предложения по такой РН.

http://s2.uploads.ru/E9XqP.jpg

Один из вариантов компоновки «Кометы». Плакат ЦСКБ.

Интересный эпизод того времени. Как вариант носителя 11А511К в ЦСКБ стал прорабатываться носитель на новом типе топлива – циклине. Эту РН было решено создавать на базе РН 11А511У, поэтому она получила индекс 11А511У2. В необходимости разработке нового более грузоподъемного варианта «семерки» удалось убедить министра общего машиностроения С.А.Афанасьева. 5 июня 1975 г. он издал приказ №178 о создании РН на базе 11А511У с улучшенными энергетическими и эксплуатационными характеристиками. В 1976 г. в ЦСКБ были разработаны технические предложения и эскизный проект на модернизацию носителя 11А511У. Проведена оценка нескольких вариантов модернизации путем форсирования двигательных установок нижних ступеней, применения циклина на 3 ступени и установки двигателя 11Д58. Однако в том же году на основании решения ВПК эта работа была исключена из планов ЦСКБ как слишком дорогостоящая и малоперспективная, а также в связи с проводимыми разработками в КБ «Южное» ракеты-носителя 11К77 «Зенит-2». Лишь в 1978 г. работы по «циклиновой» ракете удалось возобновить. 24 мая 1978 г. вышел новый приказ Афанасьева №189 «О модернизации ракеты-носителя 11А511У». Приказом вновь предусматривалось создание ракеты-носителя 11А511У2, на центральном блоке которой предполагалось применение циклина. Однако энергетических возможностей любой модификации «семерки» уже не хватало.

Проведенная ЦСКБ совместно с Красногорским заводом и Белорусским оптико-механическим объединением Министерства обороной промышленности оценка проектных материалов по комплексу «Янтарь-1КФТ» показала, что «в силу недостаточного совершенства располагаемой [в то время] элементной базы массогабаритные характеристики космического аппарата при выполнении основных требований тактико-технического задания Министерства обороны превышают энергетические возможности планируемой для использования ракеты-носителя 11А511У «Союз-У» и могут быть обеспечены лишь ракетами-носителями 8К82К или разрабатываемой 11К77.»

В то же время (во второй половине 70-х годов) появились планы замены морально устаревших ракет серии «Союз» на РН 11К77 «Зенит-2». Поэтому в постановлении ЦК КПСС и СМ СССР от 31 мая 1976 г. №409-147 «О создании космического комплекса «Янтарь-1КФТ» для решения задач картографирования» предлагалось разработать технические предложения на два варианта комплекса «Янтарь-1КФТ» с ракетами-носителями 8К82К и 11К77. Это было выполнено в ЦСКБ в третьем и четвертом кварталах 1976 г.

В первом квартале 1977 г. были разработаны технические предложения на весь комплекс «Янтарь-1КФТ». Их защита была проведена в марте 1977 г. на совместном Научно-техническом совете Министерства общего машиностроения и Министерства обороны СССР. В ноябре 1977 г. была завершена разработка эскизного проекта на комплекс «Янтарь-1КФТ». Для решения поставленных военными задач вес аппарата вырос до значений, «соответствующих энергетическим возможностям ракет-носителей 8К82К и 11К77 повышенной мощности».

Однако переход на новый тип носителя требовал очень больших доработок по системам КА. В то же время работы по созданию аппаратуры «Жемчуг-104» на Красногорском заводе и Белорусском оптико-механическом объединении тоже очень сильно отставали от графика. Поэтому работы по комплексу «Янтарь-1КФТ» в середине 1977 г. были опять временно прекращены [3].

4. «Силуэт»

В I квартале 1978 г. в ЦСКБ было разработано дополнение к эскизному проекту по комплексу «Янтарь-1КФТ». Проведенные проработки показали, что ракеты-носители 8К82К «Протон-К» и 11К77 «Зенит-2» не удовлетворяют ряду требований, определяющихся спецификой решаемых задач.

Тем не менее, в новом Постановлении ЦК КПСС и СМ СССР №7-3 от 4 января 1978 г. создание космического аппарата с широкой полосой обзора «Янтарь-1КФТ» определялось как одна из важнейших задач. Разработка комплекса велась уже 10 лет. Нужно было принимать какое-то решение: или менять тактико-техническое задание в сторону его упрощения, или вообще отказаться от проекта.
Запуски КА «Янтарь-1КФТ» / «Силуэт» / «Комета»
Обозначение Дата старта Ракета-носитель Дата посадки Длительность полета Примечания
Космос 1246 18.02.81 11А511У 13.03.81 23
Космос 1370 28.05.82 11А511У 11.07.82 44
Космос 1516 27.12.83 11А511У 09.02.84 44
Космос 1608 14.11.84 11А511У 17.12.84 33
Космос 1673 08.08.85 11А511У 19.09.85 42
Космос 1784 06.10.86 11А511У 11.11.86 36
Космос 1865 08.07.87 11А511У 14.08.87 37
Космос 1896 14.11.87 11А511У 25.12.87 41
Космос 1944 18.05.88 11А511У 23.06.88 35
Космос 1986 29.12.88 11А511У 11.02.89 44
Космос 2021 24.05.89 11А511У 06.07.89 43
Космос 2078 15.05.90 11А511У 28.06.90 44
Космос 2134 15.02.91 11А511У 01.04.91 45
Космос 2174 17.12.91 11А511У 30.01.92 44
Космос 2185 29.04.92 11А511У 12.06.92 44
Космос 2243 27.04.93 11А511У 06.05.93 9 КА вышел из строя при запуске и неконтролируемо сошел с орбиты
Космос 2284 29.07.94 11А511У 12.09.94 45 Отказ парашютной системы. Подорван на Земле
Космос 14.05.96 11А511У - Разрушение ГО на 50-й сек полета
Космос 2349 17.02.98 11А511У 02.04.98 44

В то же время на Красногорском заводе велась работа по созданию новой малогабаритной панорамной фотоаппаратуры. Она не отвечала высоким требованиям Министерства обороны. Однако при использовании ее в сочетании с конструктивно-аппаратной базой КА «Янтарь-2К» и спускаемым аппаратом типа «Зенит» появлялась возможность реализации задач, возложенных на ракетно-космический комплекс «Янтарь-1КФТ», правда, с несколько более низкими характеристиками.

Поэтому 6 апреля 1978 г. совместным решением Министерства общего машиностроения и Министерства оборонной промышленности работы по спецаппаратуре «Жемчуг-104» были прекращены, и были определены сроки создания нового, более перспективного малогабаритного панорамного фотоаппарата (МПФА) для комплекса «Янтарь-1КФТ».

С другой стороны, пошло на компромисс и Министерство обороны. Полученный в ходе проектирования научно-технический задел было предложено той же кооперацией использовать для создания во второй половине 70-х годов «нового перспективного космического комплекса обзорного фотонаблюдения и картографирования со спускаемым аппаратом типа «Зенит». При этом Главное управление космических средств Министерства обороны СССР (ГУКОС) изменило тактико-техническое задание с тем, чтобы космический аппарат «Янтарь-1КФТ» мог бы выводиться на орбиту ракетой-носителем 11А511У «Союз-У» [3].

В состав спецаппаратуры «Янтаря-1КФТ» вошли топографическая камера «Яхонт-1» (открытое название ТК-350) с разрешением на местности 10 метров для получения изображений с высокими измерительными свойствами, т.е. с малыми геометрическими искажениями; панорамный фотоаппарат высокого разрешения «Топаз» (открытое название КВР-1000) с объективом «АПО-Октан-8» и с разрешением на местности 2 метра для обеспечения информационного наполнения карт, соответствующего их масштабу; два звездных фотоаппарата для внешней привязки снимков топографического фотоаппарата [7].

Тогда же спутник «Янтарь-1КФТ» и получил собственное название «Силуэт».

Реализация проекта сдвинулась с мертвой точки. В 1979 г. был защищен эскизный проект «Силуэта», в 1980 – началось изготовление экспериментальных и первого летного аппаратов, проводилась отработка систем аппарата на наземных стендах.

Первый запуск «Силуэта» («Космос-1246») состоялся 18 февраля 1981 г. с космодрома Байконур с помощью РН 11А511У. Полет продолжался 23 дня, хотя штатный ресурс спутника был рассчитан на 45 суток полета. Однако более короткие полеты первых аппаратов новой серии были обычной практикой ЦСКБ.

Уже следующий «Силуэт» («Космос-1370») достиг плановой продолжительности полета. После его полета прекратились запуски топографических спутников прежнего поколения «Орион». В том же году «Силуэт» был принят в эксплуатацию. Летные испытания комплекса проходили в период с 1981 по 1986 гг. Испытания показали, что «комплекс может быть эффективно использован при составлении топографических и специальных карт местности». В июле 1987 г., после седьмого запуска «Силуэта», комплекс был принят на вооружение Советской Армии. При этом ему было присвоено название «Комета»[7].

На сегодняшний день предпринято 19 попыток запуска КА «Комета». С 1981 по 1993 гг. ежегодно запускался как минимум один аппарат. В последнее время из-за финансовых проблем пуски проводятся значительно реже и носят частично коммерческий характер.

Все КА запускались с космодрома Байконур РН 11А511У. Длительность полета КА как правило составляет 44-45 суток, хотя были и более короткие полеты. По сообщению агентства «Интерфакс» от 20 мая, Комитет по делам СНГ и связям с соотечественниками Госдумы РФ не рекомендовал ратифицировать межправительственное соглашение с Украиной о средствах систем предупреждения о ракетном нападении и контроля космического пространства. По мнению членов комитета, проект внесен без заключения правительства и затрагивает полномочия Президента РФ. Кроме того, положения соглашения, которые касаются вопросов двойного подчинения и боевого применения средств СПРН и СККП, их подконтрольности украинской стороне и ряд других могут обернуться «непредсказуемыми последствиями для военной безопасности России».

Из 19 запусков «Кометы» два были неудачными.

«Космос-2243» («Комета» №16) при запуске 27 апреля 1993 г. вышел из строя. Зарубежные наблюдатели отметили вспышку в конце работы третьей ступени. И хотя КА был выведен на номинальную орбиту, тем не менее, в результате неконтролируемого естественного снижения через 9 суток он вошел в плотные слои атмосферы и разрушился вдоль трассы полета над европейской частью России. Судя по тому, что спутник оказался на расчетной орбите, можно было предположить, что взрыв произошел на самой «Комете».

Вторая неудача произошла 14 мая 1996 г. с «Кометой» №18. Через 50 с после запуска из-за отклонения от технологии изготовления и изменения конструкции произошло разрушение головного обтекателя РН. КА был аварийно подорван.

Источники:

1. И.Маринин. «Комета» на орбите Земли. НК №4/5, 1998.

2. В.Агапов. К запуску первого ИСЗ серии «ДС». НК №6, 1997.

3. Военно-космические силы. Военно-исторический труд. Т.1. – М., 1997.

4. М.Тарасенко. Военные аспекты российской космонавтики. – М., 1992.

5. КА картографической съемки «Комета». НК №10, 1997.

6. В.Сорокин. «Янтарная» история. НК №№17-19, 1997.

7. Военно-космические силы. Военно-исторический труд. Т.2. – М., 1998.

http://88.210.62.157/content/numbers/179/38.shtml

4

http://s2.uploads.ru/wFvSD.jpg

http://s3.uploads.ru/ZHFUD.jpg

http://s2.uploads.ru/28blo.jpg

http://s2.uploads.ru/gqnIK.jpg

http://s3.uploads.ru/YOQDF.jpg

http://s3.uploads.ru/oEjLM.jpg

samspace.ru/download.php?file=/upload/iblock/a82/...pdf