Военно-Топографическая служба

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



42-й тго

Сообщений 1 страница 5 из 5

1

42-й топогеодезический отряд

42-й топографический отряд (1941–1969)
42-й топогеодезический отряд (1969–1993)

42-й топографический отряд сформирован по мобилизационному плану в период с 25 июля по 8 августа 1941г. на станции Бира Еврейской автономной области на базе 7-го топографического отряда, а также из части личного состава и имущества расформированной конно-транспортной роты ВТС. 10 августа командир отряда капитан Т.В.Ковеза доложил о выполнении приказа на сформирование отряда и приказом Командующего войсками Дальневосточного фронта № 0239 от 12.08.1941г. отряд включен в состав действующих частей с подчинением отделу ВТС штаба Дальневосточного фронта.
Первое задание отряду – мензульная инструментальная съемка масштаба 1:25000 и 1:50000 в районе н.п.Тамбовка–Михайловка Амурской области. К 16 ноября 1941г. полевые работы были завершены. Местом дислокации части директивой начальника штаба Дальневосточного фронта от 3.11.1941г. была определена станция Завитая Амурской ж.д.
В 1942–1943гг. отряд выполнял мензульную съемку в районе г.Хабаровск – г.Облучье (Еврейская автономная область) и вдоль советско-маньчжурской границы по р.Амур, в районе н.п.Свербеево – н.п.Джалинда – н.п.Толбузино (Амурская обл.), а также  аэрофототопографическую съемку масштаба 1:100000 и инструментальную рекогносцировку карт масштаба 1:100000 на советскую часть острова Сахалин. 13.11.1943г. отряд передислоцирован со станции Завитая в н.п. Точка Поляна Серышевского района Амурской области, в 16 км от г.Куйбышевка Восточная.
Полевые работы 1944г. (съемка местности в масштабе 1:100000) производилась на район хребта Чаятын Нижне-Амурской области Хабаровского края. 3.11.1944г. от имени Президиума Верховного Совета СССР начальник отдела ВТС штаба Дальневосточного фронта вручил отряду Боевое Красное Знамя.
В апреле 1945г. отряд приступил к выполнению полевого задания в районе г.Свободный – н.п.Шимановская – н.п.Кумара (Амурская обл.). В связи с началом военных действий против Японии, 13.08.1945г., 42-й топографический отряд был придан для топографического обеспечения 2-й Краснознаменной Армии 2-го Дальневосточного фронта. Отряд выполнял задачи на территории Маньчжурии: рекогносцировка карт масштаба 1:100000 на площади 102 тыс. кв.км.; полное камеральное дешифрирование аэроснимков на площадь 51 тыс. кв.км. Военнослужащие отряда имели непосредственное боевое соприкосновение с противником и взяли в плен более 200 японских солдат и офицеров. 18.10.1945г. 42-й топографический отряд подчинен Забайкальско-Амурскому военному округу. Полевые работы продолжались до 1.11.1945г. К 22 ноября отряд возвратился на зимние квартиры (н.п. Точка Поляна), 29 марта 1946г. были завершены камеральные работы и все материалы съемок 1945г. переданы в топографический отдел штаба Забайкальско-Амурского военного округа.
На полевой сезон 1946г. 42-й топографический отряд передавался в состав Дальневосточного военного округа (Директива НГШ КА №1486 от 20.12.1945г.) с задачей съемки Южного Сахалина. 19.12.1946г. отряд возвратился с полевых работ в новый пункт постоянной дислокации – г.Свободный Амурской области.
7.03.1947г. 42-й топографический отряд был выведен из подчинения командования Забайкальско-Амурского военного округа и переведен в непосредственное подчинение Главному Командованию войсками Дальнего Востока. Полевые работы 1947г. производились в центральной части хребта Сихотэ-Алинь  и на полуострове Чукотка (совместно с 7-м топографическим отрядом). В 1948г. часть была временно подчинена начальнику топографического отдела штаба Восточно-Сибирского военного округа и согласно директивы начальника ГШ ВС СССР № 41/ВТУ от 9.03.1948г. выполняла полевое задание на территории Тувинской автономной области Красноярского края. 31.10.1949г. приказом Министра обороны СССР день сформирования части – 10 августа – объявлен днем части.
В последующие годы полевые работы проводились: 1949г. – район н.п.Киселевка – г.Комсомольск-на-Амуре – н.п Троицкое (Амурская область и Хабаровский край); 1950г. – район г.Лесозаводск – оз.Ханко – г.Спасск-Дальний. На полевой сезон отряд временно переподчинен начальнику топографического отдела штаба Приморского военного округа; 1951г. –  полуостров Камчатка; 1952г. и 1953г. – район Чукотка (Чукотский и Корякский национальные округа) с зимовкой, при этом штаб отряда размещался в пос. Гижига (Гижигинская губа, Охотское море); 1957г. – район н.п.Анучино – н.п.Сандагоу – н.п.Сергеевка (Приморский край, южная часть хребта Сихотэ-Алинь), а также район н.п.Ново-Киевка – хребет Турана (Амурская обл.), приказ командующего войсками ДВО № 044 от 25.02.1957г.; 1958г. – район н.п.Райчихинск – н.п.Архара (Амурская обл.). Также в 1958г. выполнялась крупномасштабная съемка специальных объектов ВВС, ПВО, КЭУ и управления тыла округа в районе г.Белогорск – г.Хабаровск – г.Уссурийск, приказ командующего войсками ДВО № 024 от 27.02.1958г..
В январе-феврале 1959г. ( в соответствии с директивой ГШ № 46120 от 6.11.1958г.) отряд передислоцирован с Дальнего Востока из г.Свободный в Среднюю Азию, пгт Табошар Таджикской ССР с включением в состав войск Туркестанского военного округа. Районы работ последующих лет: 1959г. – Голодная степь (Узбекская ССР); 1960г. – г.Эмба (Казахская ССР) (съемка полигона для обеспечения запуска крылатых ракет); 1961г. – г.Мары, г.Серахс (Туркменская ССР); 1962г. – г.Нукус (Туркменская ССР), г.Ташкент (после землетрясения); 1963г. – г.Дарган-Ата (Туркменская ССР) (съемка по газопроводу) и пр. В 1964г. отряд привлекался к уточнению советско-китайской границы.
В 1965–1977гг. отряд выполнял топографические съемки в Казахстане в районах: г.Кургальджино; Семипалатинский полигон (1965г.); г.Панфилов – г.Талды-Курган (1968г.); оз.Балхаш – г.Семипалатинск (1968); г.Жангиз-Тобе (1973); н.п.Байконур (1974); ядерный полигон под г.Семипалатинск (1975–1976гг.); н.п.Курагаты (1977г.). В 1978г. отряд участвовал в топографических работах при создании учебного центра на полигоне под г.Алма-Ата. В соответствии с ДГШ ВС СА № орг/3/87628 от 10.07.1969г. отряд передан из ТуркВО в САВО.
В 1978г. отряд обновлял карты масштаба 1:50000 в районе г.Токмак и оз.Иссык-Куль (Киргизская ССР). Далее отряд выполнял задания в интересах военных сейсмологов в Ошской обл. (Узбекская ССР) (1979г.), и по обновлению карт на участке советско-китайской границы в районе оз.Алаколь (Казахская ССР). В 1982–1986гг. отряд участвовал в демаркационных работах на участках советско-китайской границы в районах г.Зайсан (Казахская ССР) и г.Мургаб (Таджикская ССР). Работы проводились в высокогорьях Памира. Также отряд выполнял съемку полигона ПВО в районе г.Эмба (1986–1987гг.) и в районе г.Сарканд (1988г.) (Казахская ССР). 
В соответствии с директивой МО СССР от 25.01.1989г. 42-й топогеодезический отряд вошел в состав Туркестанского военного округа (с 1.06.1989г.). До 1993г. отряд  выполнял топографические и геодезические работы на территории Таджикской ССР и Казахской ССР.
В 1991г. 42-й топогеодезический отряд (в порядке эксперимента и для размещения офицеров из г.Наманган, из расформированного 43-го топогеодезического отряда) был переведен на штат топогеодезического полка (мирного времени), разработанного ранее адъюнктом кафедры топогеодезического обеспечения ВИА им. В.В.Куйбышева майором А.А.Шаравиным. Численность отряда составила 375 военнослужащих и 5 гражд. перс.
1.07.1992г. прекратил существование штаб ТуркВО. С 30.06.1992г. отряд стал подчиняться непосредственно ВТУ ГШ ВС РФ. Приказом МО РФ от 22.09.1992г., 42-й топогеодезический отряд, в составе других частей, дислоцирующихся на территории Таджикистана, перешел под юрисдикцию Российской Федерации.
Директивой начальника ГШ ВС РФ от 19.10.1992г. предписывалось передислоцировать 42-й топогеодезический отряд в МВО (г.Торжок, Тверская обл.) к 1.12.1992. Однако директивой НГШ от 9.12.1992г. это решение было отменено.
В соответствии с ДГШ ВС РФ № 314/1/0222 от 16.02.1993г.  42-й топогеодезический отряд расформирован к 1.07.1993г. Техника была отправлена на базы хранения в Россию, недвижимое имущество передано военной администрации Таджикистана. Офицеры и солдаты получили новые назначения в части ТС ВС РФ.

Командиры отряда:
полковник Т.В.Ковеза (25.07.1941–19.01.1951);
полковник И.Т.Сошников (и.д. 19.01.1951–3.12.1952);
полковник М.А.Вайн (3.12.1952–20.05.1958);
полковник С.С.Нищик (19.04.1958–20.02.1961);
полковник И.А.Петросян (20.02.1961–03.11.1964);
полковник П.А.Семенов (3.11.1964–02.04.1971);
полковник И.В.Васильев (02.04.1971–27.01.1978);
подполковник А.А.Чуркин (17.03.1978–24.10.1980);
подполковник В.П.Востриков (6.01.1981¬–18.07.1982);
подполковник Ю.И.Авдеев (16.09.1982–23.08.1985);
подполковник А.Е.Попов (23.08.1985–19.04.1988);
подполковник И.П.Молчанов (19.06.1988–14.08.1991);
подполковник В.И.Лазаренко (14.08.1991–26.11.1993).

Е.И.Долгов, С.В.Сергеев История частей топографической службы. –М.Издательство "Аксиом", 2012. –642 с.

2

Страничка Станислава ЧИРКИНА

http://s1.uploads.ru/t/pUb8g.jpg

http://s1.uploads.ru/t/BUEmR.jpg
http://s1.uploads.ru/t/lDjaf.jpg
http://s1.uploads.ru/t/HJXPA.jpg
http://s1.uploads.ru/t/ytGi0.jpg
http://s1.uploads.ru/t/9MfhZ.jpg
http://s1.uploads.ru/t/ptSan.jpg
http://s1.uploads.ru/t/eTHfN.jpg
http://s1.uploads.ru/t/ozI3D.jpg
http://s1.uploads.ru/t/uPfaj.jpg
http://s1.uploads.ru/t/kK3aV.jpg
http://s1.uploads.ru/t/ElcX6.jpg
http://s1.uploads.ru/t/kVspn.jpg
http://s1.uploads.ru/t/Bv4Vh.jpg
http://s1.uploads.ru/t/xKw6y.jpg
http://s1.uploads.ru/t/twziQ.jpg
http://s1.uploads.ru/t/vZe3V.jpg
http://s1.uploads.ru/t/O6QTJ.jpg
http://s1.uploads.ru/t/9jM6u.jpg

3

Сахалинской авиации - 80 лет!

28 мар, 2010 at 1:38 AM

Территорию острова с материком связывали следующие авиалинии Гражданского воздушного флота:
Александровск-Сахалинский - Владивосток, Оха - Николаевск-на-Амуре - Хабаровск, Оха - Петропавловск-Камчатский, протяженностью 1100 км.

Местной считалась авиалиния

Оха - Александровск-Сахалинский, протяженностью 350 км. На ней работали самолеты ГВФ По-2С.

Аэродромы и гидроаэродромы были представлены следующей сетью:

1. Аэродром в городе Александровске-Сахалинском. Располагался на юго-восточной окраине города. Летное поле имело размеры 400 на 600 метров. Имелась передвижная авиаремонтная мастерская, масло- и бензохранилища.

2. Гидроаэропорт в устье реки Большая Александровка. Располагала ангаром и мастерскими.

3. Гидроаэропорт в заливе Виахту. Использовался линией Александровск-Сахалинский - Хабаровск Гражданского воздушного флота.

Дополнял сеть гидроаэропорт на озере Сладкое. Аэродром в городе Александовске-Сахалинском использовался военной авиацией.


На восточном побережье были развернуты следующие объекты:

1. Аэродром в городе Оха на северо-восточной окраине. Для ГВФ была выделена только одна комната. Летное поле имело размеры 400 х 800 метров, в дальнейшем его размеры были увеличены до 400 х 1200 метров, что позволяло использовать его для эксплуатации С-47"Скайтрейн", поступавшие в ВВС и ГВФ наряду с лицензионными Ли-2 отечественного производства.

2. Посадочная площадка в поселке Ноглики имела летное поле размерами 800 х 800 метров. Еще одна посадочная площадка имелась в 500 метрах к западу от поселка Пограничный у границы. Дополняли сеть восточного побережья гидроаэропорт в заливе Уркт к юго-востоку от города Оха.

Во внутренних районах Сахалина были развернуты следующие аэродромы и запасные посадочные площадки:

1. В километре к северо-западу от села Кировское располагался аэродром с летным полем размерами 1000 х 350 метров с ангаром и передвижными авиаремонтными мастерскими.
2. В четырех километрах к юго-востоку от села Кировское - еще один аэродром с размерами летного поля 1000 х 300 метров с тремя складскими помещениями.
3. В трех километрах от села Оноры у реки - посадочная площадка с размерами летного поля 800 х 800 метров.
4. У села Дербинское располагался запасной аэродром с размерами летного поля 200 х 400 метров со складскими помещениями в лесу.
5. У села Лагури к западу от города Охи - запасной аэродром с полем 400 х 600 метров.

На двух аэродромах у села Кировское можно было разместить авиационную дивизию из 3-4 полков, развернутых по штатам 1942 года с современными истребителями, штурмовиками и бомбардировщиками Як-9, Ил-2 и Пе-2.

Летом 1943 года 42-й топографический отряд РККА выбрал ещё шесть мест, пригодных для постройки аэродромов и посадочных площадок. Связаны они были с нефтепроводом и объектами ГУЛАГа (с. Лагури, залив Виахту). Сеть авиабаз должна была прикрыть нефтепровод от авиационных ударов вероятного противника, а дороги, оставшиеся от строительства нефтепровода, по замыслу разработчиков - обеспечить подвоз материально-технического обеспечения.

Военные топографы рекомендовали следующие пункты:
1. У села Погиби на 9-м километре по северной стороне дороги Погиби-Лагури с размерами летного поля 1000 х 1000 метров.
2. На 25-м километре от села Погиби на южной стороне этой же дороги с размерами летного поля 1000 х 1000 метров.
3. К востоку от села Погиби по южной стороне этой же дороги с размерами поля 1000 х 1000 метров.
4. В районе города Александровска-Сахалинского в 500 метрах к северу от села Михайловка с размерами летного поля 1000 х 200 метров.
Были приняты меры по отводу земель и отторжению территории колхоза "Серп и молот". Правда, топографы не учли розу ветров и распределение снежного покрова в районе будущего строительства.Такой аэродром мог функционировать не более шести месяцев в году.
5. У рудника "Октябрьский" восточней реки Черная с размерами летного поля 300 х 400 метров.

http://aleksandrovsk.tfd.ru/node/2827

4

http://s8.uploads.ru/fLDR7.jpg
3.06.2017

5

http://sa.uploads.ru/Zq7y9.jpg